Страсти Христа, женская сексуальность, кровь войны и символ власти. Что означал красный цвет в искусстве разных эпох


Почему человеческая кровь красная

Науке известно, что у разных живых организмов на планете кровь имеет разный оттенок.

Однако у человека она именно красная. Почему кровь красная этим вопросом задаются и дети, и взрослые.

Ответ достаточно прост: красный цвет благодаря гемоглобину, содержащему в своей структуре атомы железа.

Делает красной кровь гемоглобин, который состоит:

  • Из белка под названием глобин,
  • Небелкового элемента гема, который содержит ион двухвалентного железа.

В молекулах гемоглобина четыре гема. Их количество 4 процента от всей массы молекулы, а глобину приходится 96 процентов.
Основное действие в активности гемоглобина принадлежит иону железа.

Двухвалентное окисное железо делает кровь красной.

Металл способствующий воспроизведению красных кровяных телец непрерывно вырабатывается организмом человека.

Оксид азота в свою очередь играет важную роль в регуляции кровяного давления.

Виды крови

АртериальнаяВенозная
Богата кислородом, идет от сердца. Алый яркий оттенок отличает артериальную кровь от венозной.Отдает кислород органам, возвращается к сердцу. Темно — красный оттенок является отличительной чертой. От чего данная кровь темная, так это углекислый газ, который ее наполняет.

Гемоглобин

Это сложный белок, в состав которого входит пигментная группа. Эритроцит на одну треть состоит из гемоглобина, который и делает клетку красной.

Гемоглобин состоит из белка – глобина, и небелкового пигмента – гема, содержащего ион двухвалентного железа. Каждая молекула гемоглобина включает четыре гема, которые составляют 4% от всей массы молекулы, в то время как на долю глобина приходится 96% массы. Главная роль в активности гемоглобина принадлежит иону железа. Чтобы осуществить транспортировку кислорода, гем обратимо связывается с молекулой O₂. Двухвалентное окисное железо и придает крови красный цвет.

Состав

Кровь является быстро обновляющейся соединительной тканью, которая беспрерывно циркулирует по всему телу человека.

Что придает красный цвет удалось выяснить, но ее элементы оказываются не менее интересными. Какие элементы придают ей такой цвет это не менее интересный аспект.

В составе крови:

  • Плазма. Жидкость светло-желтого цвета, с ее помощью клетки в ее составе могут перемещаться. Состоит на 90 процентов из воды, а оставшиеся 10 процентов составляют органические и неорганические компоненты. В плазме также имеются витамины, микроэлементы. Светло желтая жидкость содержит множество полезных веществ.
  • Форменные элементы кровяные клетки. Существует три вида клеток: лейкоциты, тромбоциты и эритроциты. Каждый вид клеток обладает определенными функциями и особенностями.

Лейкоциты

Это белые тельца, которые защищают тело человека. Они оберегают его от внутренних заболеваний и чужеродных микроорганизмов, проникающих извне.

Лейкоциты

Это по цвету белый элемент. Его белого оттенка невозможно не заметить во время лабораторных исследований, поэтому определяются такие клетки достаточно просто.

Лейкоциты распознают чужеродные клетки, которые могут причинить вред, и уничтожают их.

Тромбоциты

Это очень маленькие цветные пластинки, чья главная функция свертывание.

Тромбоциты

Именно эти клетки отвечают за то, чтобы кровь:

  • Свертывалась, не вытекала из организма,
  • Довольно быстро свертываясь на поверхности ранки.

Эритроциты

Данных клеток в крови более 90 процентов. Красного цвета она еще и потому, что эритроциты обладают таким оттенком.

Эритроциты

Они переносят кислород из легких к периферическим тканям, непрерывно производятся в костном мозге. Они живут около четырех месяцев, затем разрушаются в печени и селезенке.

Эритроцитам очень важно донести кислород до различных тканей тела человека.

Мало кто знает, что незрелые эритроциты бывают синего цвета, затем приобретают серый оттенок и только после этого становятся красными.

Эритроцитов человека достаточно много, именно поэтому кислород настолько быстро достигает периферических тканей.

Какой элемент обладает большей значимостью сказать трудно. Каждый из них обладает важной функцией, сказывающейся на здоровье человека.

Красный в живописи: от сексуальности до власти

В светских изображениях красный цвет важен не меньше, чем в иконах. Зачастую художник использует красный, чтобы сделать эффектный акцент, привлечь внимание зрителя к определенной детали в пейзаже или одежде персонажа.

XV век: новые возможности красного

В эпоху Ренессанса религиозные изображения постепенно сменяются светскими, и место благочестивых мадонн занимают обнаженные Венеры.

Эволюционирует и техника живописи: художники переходят от темперы к масляным краскам. Дело в том, что темперу делали из смеси порошковых пигментов и яичного желтка, поэтому краска высыхала моментально. Художник должен был очень быстро наносить цвет и не мог допустить погрешностей в рисунке: исправить что-то потом было практически невозможно.

Другое дело — масляные краски: их можно наносить тонким слоем, накладывать один цвет на другой и таким образом добиваться невиданной прежде глубины цвета. Рисунок маслом легко скорректировать, стереть растворителем или вовсе соскрести с поверхности.

Считается, что масляная живопись широко распространилась в Европе благодаря фламандцу Яну Ван Эйку, который устал работать по старой методике.

Масло не только помогло ему расширить палитру, но и позволило ввести в свои картины многочисленные детали. Основным цветом его произведений, будь это «Гентский алтарь» или «Портрет четы Арнольфини», был красный.


Ян Ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» (1434).

Красный оставался очень дорогим красителем, и ткани алого цвета могли позволить себе лишь состоятельные люди. То, что у пары почти вся мебель в спальне обита красной материей, говорит об их достатке.


Ян Ван Эйк «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433).

Исследователи считают, что это автопортрет Ван Эйка. Красный тюрбан был для него отличной рекламой — доказательством успеха и доступа к самым желанным красителям своего времени.

XVI век: красный — бренд Тициана

Главные мастера начала XVI века — Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи — не уделяли большого внимания красному. Зато пришедший им на смену Тициан сделал имя этому цвету, причем в буквальном смысле.

В его «Венере Урбинской» или «Женщине с зеркалом» встречается оттенок, совершенно не похожий на тот красный, который встречался у его современников. В итоге его стали называть по имени того, кто его прославил, — «красный тициан».


Тициан «Венера перед зеркалом» (1555).

Это особый цвет теплого, красновато-коричневато-оранжевого оттенка придает его картинам чувственную а Тициана были так популярны, что даже повлияли на дамскую моду того времени. Современницы художника обесцвечивали свои волосы, а затем красили их куркумой и шафраном.

XVII век: красный — цвет наслаждения

XVII век — это торжество стиля барокко, ориентированного на богатства и излишества. Архитекторы создают немыслимо сложные формы, а художники изображают пышные торжества.

Настоящим праздником цвета в живописи стали картины фламандского художника Пауля Рубенса. Его палитра всегда построена на сложных, почти драматических цветовых контрастах, где красный символизирует большие страсти, сильнейшие переживания.


Рубенс «Тарквиний и Лукреция» (1609–1611). Источник


Рубенс «Сусанна и старцы» (1607).


Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618). Источник

В картинах «Тарквиний и Лукреция», «Сусанна и старцы», «Похищение дочерей Левкиппа» красный цвет появляется очень точечно, лишь на ткани, которая скрывает интимные места. Это весьма символично, ведь во всех этих сюжетах речь идет о бесчестии девушек.

А в «Отцелюбии римлянки», где Рубенс трактует античный сюжет о старике Кимоне и его дочери Перо в рамках христианской концепции милосердия, красный подчеркивает молодое и пышущее здоровьем женское тело.


Рубенс «Отцелюбие римлянки» (1612).

Но для барокко было важно не столько рассказать о благородстве девушки, сколько подчеркнуть ее сексуальность.

XVIII век: красный — светский комплимент

После бурных барочных страстей художникам захотелось спокойствия и гармонии. Сцены больших торжеств сменились интимной обстановкой, и в это время набирает популярность жанр портрета. На полотнах появляются широкие окна и большие двери, а значит, разглядеть цвет становится гораздо легче. В моде теперь светлые оттенки и нежные пастельные тона. Но в Англии и России красный остается популярным у самых передовых художников.

Джошуа Рейнольдс, первый президент Королевской академии художеств в Лондоне, был невероятно востребованным портретистом. Он мог точно передать главные черты своих моделей и в то же время аккуратно им польстить. Неудивительно, что среди его заказчиков были виднейшие люди своего времени: члены королевской семьи, светские дамы, политики, артисты и литераторы. Почти на каждом портрете обязательно есть выразительное пятно красного цвета.


Джошуа Рейнольдс «Автопортрет» (1749).

Но сегодня многие его картины кажутся темными и блеклыми — неужели за ними выстраивались в очередь все его именитые клиенты?

Рейнольдс стал жертвой собственных экспериментов с краской. Чтобы добиться глубокого оттенка красного, он добавлял поверх киновари малиновый кармин, который со временем потускнел. Поэтому герои его портретов выглядят сегодня болезненно бледными, похожими больше на мраморные скульптуры, чем на живых существ.


Джошуа Рейнольдс «Портрет Джейн Флеминг, графини Харрингтон» (1779). Источник

Нельзя не упомянуть и Карла Брюллова, слава о котором распространилась далеко за пределы России. И хотя он жил уже в XIX столетии, в его творчестве отразились веяния предыдущего века.

Как и Рейнольдс, он балансировал между строгим академизмом и чувственным романтизмом, превознося своих моделей и подчеркивая их нежную красоту. Если он хотел кому-то сделать комплимент, то обязательно использовал свой любимый красный. На всех портретах его муза княгиня Юлия Самойлова изображена на фоне алой театральной кулисы: эта богатая светская дама восхищала живописца своим независимым поведением и неординарными поступками.


Карл Брюллов «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (не позднее 1842).

Здесь Брюллов отделил графиню от остальной толпы красным струящимся бархатом, словно подчеркивая то особое положение, которое занимала эта женщина не только в обществе, но и в жизни художника.

XIX век: красный — цвет народа

В XIX веке красный окончательно теряет связь с аристократическим прошлым и становится цветом народа. Впервые появившись на колпаках французских бунтарей, он вскоре приобрел идеологическое значение — революционное, экстремистское. Революция закончится, но политический смысл красного цвета сохранится на протяжении всего столетия.

Красный — это не только революция, но и внимание к простому народу. В конце XIX века постимпрессионист Винсент Ван Гог перебирается из Парижа в Арль, чтобы вместе со своим кумиром Полем Гогеном открыть художественную коммуну. Для Ван Гога это был период больших надежд и грандиозных произведений. Он внимательно изучал жизнь крестьян и размышлял о силе природы.

В картине «Красные виноградники в Арле» закатный свет солнца так накаляет землю, что она становится багрово-красной, напоминая всполохи пламени. Световой день близится к концу, но сборщики винограда еще не закончили свой нелегкий труд. Чтобы передать тревожный и мрачный характер этого мотива, Ван Гог покрывает почти весь холст красным цветом.


Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле» (1888). Источник

В картине «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» Ван Гог показывает скромную обстановку питейного заведения для рабочего класса. Туда даже могут зайти бродяги вздремнуть часок-другой — их мы видим в правой части картины. Композиционно сюжет построен на контрасте красного и зеленого: «В этой картине я пытался выразить неистовые человеческие страсти красным и зеленым цветом», — писал художник брату.


Винсент Ван Гог «Ночное кафе на площади Ламартин в Арле» (1888). Источник

В жизни художника красный цвет тоже стал символом больших страстей. Ван Гог использовал красную краску с большим содержанием свинца. У него была привычка смачивать кисти во рту — получается, он постоянно травил себя тяжелым металлом. Есть гипотеза, что подлинной причиной его агрессии и постоянной бессонницы был не его взрывной характер, а токсин в красной краске, обостривший состояние художника.

Но ядовитым был не только тот красный, которым пользовался Ван Гог. Многие оттенки цвета вплоть до появления фабричных аналогов были токсичными. Например, киноварь производили, нагревая серу и ртуть (этот оттенок можно увидеть на фресках в Помпеях). Вредными были и реальгар из сернистого мышьяка, и свинцовый красный, которыми пользовались художники Ренессанса и Нового времени.

Первая половина XX века: цвет французских дикарей

Начало XX столетия — это время больших открытий. Художники неожиданно обращают внимание на колониальное искусство, переосмысляют детский рисунок и активно экспериментируют с цветом и формой.

Импрессионисты говорили о раздельном мазке и живописи чистым цветом. Теперь эти же установки художники следующего поколения доводят до предела. Тень с голубым оттенком мастер передает чистой бирюзой, а легкий румянец на щеках девушки — багровым пятном.

Появляется целое движение живописцев, которых интересуют лишь колористические задачи. За любовь к яркому цвету их прозвали фовистами (от фр. fauves — «дикари»).

Анри Матисс, главный идеолог фовизма, считал, что главное в картине — это гармония цвета. Все свои композиции он выстраивал на соотношении контрастных цветов, которые придавали мажорный тон его статичным сюжетам.

Полотно «Красная комната» он изначально писал в голубом цвете, но решил почти целиком переделать его, посчитав, работа не выглядит достаточно декоративно (другими словами, нет ощущения, что это гобелен или ковер). А вот «красный» вариант Матисс считал гораздо более красивым.


Анри Матисс «Красная комната» (1908). Источник

Объяснение для ребенка

Дети часто задают вопросы, касающиеся составляющих тела человека. Кровь является одним из самых популярных тем для обсуждения.

Объяснения для детей должны быть предельно простыми, но в то же время информативными. Кровь содержит множество веществ, различающихся по функциям.

Состоит из плазмы и особых клеток:

  • Плазма является жидкостью, в которых содержатся полезные вещества. Обладает светло-желтым оттенком.
  • Форменные элементы – это эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Наличие красных клеток эритроцитов и объясняет ее цвет. Эритроциты красные по своей природе, их скопление и приводит к тому, что кровь у человека именно такого цвета.

Насчитывается около тридцати пяти миллиардов красных клеток, которые движутся по телу человека в кровеносных сосудах.

Что же такое кровь на самом деле?

Человеческая кровь — это не просто жидкость. В ней ​​содержится очень много различных элементов, которые распространяют питательные вещества по всему организму и наполняют наши ткани кислородом. В основном наша кровь состоит из плазмы, в которой взвешены клетки крови (форменные элементы), и любые вещества, которые переносятся (помимо кислорода), растворяются именно здесь. Плазма является самым главным компонентом этой важной жидкости, у нее очень бледный цвет с желтым оттенком. Но как только в ней растворяются форменные элементы, она резко меняет свой цвет и становится слегка мутноватой. Наиболее распространенным типом клеток крови, которые находятся в плазме, являются эритроциты, содержащие белок, так называемый гемоглобин.

Почему вены синие

Вены несут бордовую кровь. Они красные, как цвет крови, которая по ним течет, но никак не синие. Вены лишь кажутся синими.

Это можно объяснить законом физики об отражении света и восприятием:

Когда луч света попадает на тело, кожа отбивает часть волн и выглядит светлой. Однако синий спектр она пропускает намного хуже.

Сама кровь поглощает свет всех длин волн. Кожа дает для видимости синий цвет, а вена красный.

Мозг человека сравнивает цвет кровеносного сосуда против теплого тона кожи, в результате показывая синий.

Кровь другого цвета у различных живых существ

Далеко не у всех живых организмов кровь красного цвета.

Белок придающий такой цвет у человека гемоглобин, содержащийся в гемоглобине. У других живых существ вместо гемоглобина иные жиросодержащие белки.

Наиболее распространенными оттенками помимо красного являются:

  • Голубой. Таким цветом могут похвастаться ракообразные, пауки, моллюски, осьминоги и кальмары. И голубая кровь имеет огромное значение для этих существ, так как наполнена важными элементами. Вместо гемоглобина содержится гемоцианин, в котором содержится медь.
  • Фиолетовый. Этот цвет у морских беспозвоночных и некоторых моллюсков. Обычно такая кровь бывает не только фиолетовой, но и слегка розовой. Розового цвета кровь у молодых беспозвоночных организмов. В данном случае белок гемэритрин.
  • Зеленый. Встречается у кольчатых червей и пиявок. Белок хлорокруорин, близок к гемоглобину. Однако железо в этом случае не окисное, а закисное.

Цвет крови различается в зависимости от белка, который в ней содержится. Какого цвета ни была бы кровь, она обладает огромным количеством полезных веществ, необходимых живому организму. Пигмент для каждого организма важен, несмотря на его разнообразие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]