Аускультация сердца, легких, живота: правила и точки выслушивания


Обследование сердца

Существует 4 точки аускультации сердца:

  1. Зона митрального клапана.
  2. Область аортального клапана.
  3. Зона клапана легочной артерии.
  4. Область трехстворчатого клапана.

Обследование сердца имеет следующий алгоритм:

  • определение и изменения I, II тонов;
  • оценка III и IV тонов;
  • обнаружение шумов;
  • выслушивание трехчленных ритмов.

В норме в ходе аускультации сердца в четырех точках врач слышит два отрывистых звука. Их называют I систолическим, а также II диастолическим тоном. При наличии патологий слышны щелчки, наблюдается нарушение ритма. Если дополнительно выслушиваются III и IV тона, которые создают ритм галопа, значит, миокард значительно ослаблен. Таким образом можно диагностировать гипертоническую болезнь, декомпенсированные пороки сердца, миокардит и другие патологии.

Общие правила выслушивания

1. Соблюдение полной тишины в помещении, где проводится обследование.

2. Температура в помещении должна быть максимально комфортной для пациента.

3. Выслушиваемый участок тела должен быть обнажен, т. к. трение одежды может вызывать помехи.

4. В некоторых случаях волосяной покров пациента может вызывать помехи, поэтому при необходимости следует смочить его водой, маслом или мыльным раствором.

5. Пациент должен находиться в правильной позе: сидя или стоя.

6. Ушные оливы должны плотно прилегать к ушному каналу, но не должны причинять дискомфорт.

7. Не стоит слишком надавливать на головку стетоскопа, в противном случае это может причинить боль пациенту.

8. При использовании твердого стетоскопа не следует прикасаться к нему рукой, во избежание посторонних звуков.

9. Пользуйтесь только одним стетоскопом.

11. При аускультации дыхательной системы следует руководить дыханием больного.

12. При аускультации не отвлекаетесь, будьте внимательны.

Обследование легких

Аускультация легких позволяет определить тип дыхания, обнаружить дополнительные шумы и понять, когда они возникают (на вдохе или выдохе). Врач прикладывает стетофонендоскоп к симметричным точкам левой и правой стороны грудной клетки для проведения сравнительной диагностики.

Аускультация легких предусматривает следующий алгоритм действий:

  • выслушивание спереди в области ключиц с постепенным перемещением вниз, а затем сзади в аналогичной последовательности;
  • определение везикулярного и бронхиального дыхания при выслушивании точек над гортанью и трахеей;
  • обнаружение дополнительных шумов в дыхательных путях, альвеолах или плевре.

При аускультации точек легких пациент сидит или стоит. Чтобы увеличить область межлопаточного пространства для выслушивания, он скрещивает руки на груди. Это способствует более эффективному обнаружению шумов. Для максимально информативной аускультации легких(выслушивания хрипов и щелчков) врач просит пациента заложить руки за голову, благодаря чему увеличивается область подмышечных зон.

Выбор стетоскопа

Гибкий стетоскоп. Такие стетоскопы очень удобны для врача и пациента. Разработанные с использованием последних передовых технологий, новые модели значительно усиливают качество звука, а мембрана исключает чувство холода у пациента. К недостаткам можно отнести способность к пропусканию посторонних шумов.

Твердый стетоскоп практически не изменяет характер выслушиваемых звуков, однако такой вид стетоскопов при надавливании на место аускультации может вызвать болезненные ощущения у пациента.

Обследование живота

Существует 9 точек аускультации живота:

  • 3 эпигастральные (2 一 правая и левая подреберные зоны, 1 一 подложечная);
  • 3 мезогастральные (2 一 правый и левый боковые фланки, 1 一 пупочная зона);
  • 3 гипогастральные (2 一 правая и левая подвздошные области, 1 一 надлобковая).

В процессе обследования пациент лежит на спине, при этом руки и ноги вытянуты прямо. Врач находится справа и прикладывает стетофонендоскоп к симметричным участкам живота в направлении слева направо. В норме выслушивается периодическая перистальтика. Ее патологическое усиление 一 один из признаков кишечной непроходимости, а ослабление свидетельствует об атонии кишечника или разлитом перитоните.

Через точки брюшной полости можно обследовать почечные, подвздошные, а также бедренные артерии. Присутствие систолического шума говорит о врожденном или приобретенном сужении кровеносных сосудов, которое чаще всего наблюдается при атеросклерозе.

2

Аускультация легких. Техника, алгоритм

Аускультация легких – метод исследования, основанный на восприятии естественно возникающих в организме звуков при посредственном или непосредственном соприкосновении уха исследователя с поверхностью тела.

Аускультация легких по простой технике

В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию. Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.

Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т.е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение. Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные. Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.

Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками. Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; – при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами. Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко,

спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача – через рот в среднем темпе, т.е. делать около 25 дыханий в минуту.

По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.

Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания. И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа. Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.

При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.

После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.

Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.

Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот. Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом. Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т.е. верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками) на симметричных местах поочередно.

Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы: 1. Дыхательные шумы. 2. Побочные шумы или хрипы и крепитация. 3. Шум трения плевры.

Аускультация легких. Алгоритм

1. Подготовка к аускультации, инструктирование больного, выявле­ние и устранение факторов, способных вызвать появление аускультативных артефактов 2. Строгая симметричность точек выслушивания справа и слева. При выявлении асимметрии основных дыхательных шумов и подозрении на нали­чие побочных (локализованных) дыхательных шумов переходить к аус­культации по зонам 3. Определения наличия (или отсутствия) и дифференцирование ос­новных дыхательных шумов А. Определение соотношения времени фаз вдоха и выдоха Б. Определение качественных характеристик основного дыха­тельного шума

Везикулярное
а) Преобладание фазы вдоха над фазой выдоха (3: 1)

б) Качественно напоминает звук “ф”, произносимый на выдохе

в) Относительно мягкий

Бронхиальное
а) Фазы вдоха и выдоха по длительности равны и выдох нес­колько преобладает

б) Качественно напоминает звук “х”

в) Более грубый г) Как правило, определяется локально или односторонне

4. Оценка характера и изменений везикулярного дыхания а) Физиологическое везикулярное дыхание (пуэрильное) б) Патологическое везикулярное дыхание и его характерис­тика А. Симметричность 1. Тотальное его изменение 2. Одностороннее 3. Локальное Б. Усиление везикулярного дыхания (жёсткое, шерохова­тое) В. Ослабление везикулярного дыхания Г. Саккадированное везикулярное дыхание Д. Одностороннее (локальное) исчезновение везикуляр­ного дыхания

5. Оценка характера и изменений бронхиального дыхания а) Физиологическое (над трахеей и гортанью) б) патологическое – в зоне предполагаемого выслушива­ния везикулярного дыхания А. Локализация (односторонняя, локальная) Б. Громкость 1. Обычная 2. Громкое (металлическое) 3. Тихое (компрессионный стелектаз) В. Редкие варианты (амфорическое)

6. Определение наличия побочных дыхательных шумов А. Над всей поверхностью лёгких Б. Односторонние В. Локальные

7. На основании качественных характеристик (длительность, высота, тембр, стабильность) и дополнительных аускультативных приёмов (форсированное дыхание, покашливание, напряжение и расслабле­ние мышц брюшного пресса при закрытых верхних дыхательных пу­тях) определяется конкретный дыхательный шум

8. Хрипы А. Тембр Б. Высота В. Длительность Влажные / Сухие Мелкопузырчатые / Среднепузырчатые / Крупнопузырчатые Свистящие / Гудящие Оральные (клокочущеедыхание) / Оральные (пение петуха)

9. Крепитация Дифференцируется с мелкопузырчатыми влажными хрипами В отличие от них а) Не меняет калибр (только громкость) б) Качественно напоминает треск волос при трении их около уха При плевропневмонии: а) Инициальная б) Терминальная

10. Шум трения плевры Дифференцируется с сухими хрипами, в отличие от них а) Выслушивается как бы”ближе”к уху б) Не меняет высоту после кашля в) Меняет громкость при нажиме фонендоскопа на грудную клетку г) Сопровождается обычно типичным болевым синдромом Качественно напоминает хруст снега, скрип дверной петли

11. Редкие аускультативные симптомы а) Шум”падающей капли” б) Шум плеска

12. Оценка взаимосвязи основных и побочных дыхательных шумов 13. Оценка взаимосвязи аускультативных симптомов с данными, полу­ченными другими методами исследования дыхательной системы.

Аускультация. Методы, правила

Аускультация (auscultare – слушать, выслушивать) – это ме­тод исследования при помощи восприятия звуков, естественно возникающих в организме, которые воспринимаются при непосредственном или посредс­твенном – при помощи какого-либо твёрдого тела – соприкосновении наше­го уха с поверхностью тела. Выслушивание голоса, кашля, чихания, гром­кого дыхания, хрипов, урчания в кишечнике и других звуков, слышимых на расстоянии, не относится к методу аускультации.

Аускультация. История возникновения

Выслушивание звуков, происходящих внутри нашего тела, применялось с диагностической целью и в древности. Так, в сочинениях Гиппократа имеются упоминания о шуме трения плевры, шуме плеска в полости плевры, влажных хрипах в лёгких. В начале нашей эры, несомненно, умели выслу­шивать и шумы сердца. Но затем в течение полутора тысяч лет выслушива­ние не играло роли при исследовании больных.

Диагностическим методом выслушивание становится только благодаря францзскому учёному Рене Лаэннеку (1781-1826), который был талантливым клиницистом, патологоанатомом и преподавателем в медицинской школе в Париже.

В России развитие метода аускультации связано с именами П.А.Чару­ковского и М.Я. Мудрова. Талантливый русский профессор Григорий Ивано­вич Сокольский, с именем которого связано учение о ревматизме (бо­лезнь Буйо-Сокольского) в работах “Об исследовании болезней слухом и стетоскопом” и “Учение о грудных болезнях” детально описал аускуль­тативные явления, выслушиваемые при пороках сердца и заболеваниях органов дыхания.

Аускультация имеет дело с очень слабыми звуками нашего тела, ко­торые мало или совсем не распространяются в воздухе. Поэтому, если между ухдм и поверхностью тела имеется хотя бы тончайший слой воздуха, мы не слышим звуков, но начинаем их воспринимать, как только будет ус­тановлено непрерывное сообщение через твёрдое тело между ухом и звучащим телом. Это достигается или прямым соприкосновением уха, например, с грудной клеткой, или соединением их каким-либо твёрдым, способным проводить колебания телом (стетоскопом). На том же основании уже неслышный тон камертона, находящегося перед ухом, снова хорошо и долго воспринимается, если камертон поставить на голову. Таким образом было доказано, что проведение звука в стетоскопах происходит не по столбу воздуха внутри них, а по их стенкам.

Название стетоскоп было дано Лаэннеком. Его стетоскоп первона­чально напоминал бумажный свёрток. Это была полая деревянная трубка длиной 33 см одинакового диаметра на всём протяжении, которая разбира­лась по середине. Видоизменение этой первоначальной формы шли в разных направлениях: утончение трубки, укорочение её, более удобное устройс­тво ушного конца, применения различных материалов для изготовления трубки.

Стетоскоп представляет собой цилиндрическую трубку. Широкая его часть имеет в большинстве случаев воронкообразную форму и прикладыва­ется к ушной раковине, а более узкая, так называемы раструб стетоско­па, к телу больного. Стетоскопы делают из различных материалов: де­рева, металла, слоновой кости, пластмассы. Впоследствии вместо твёрдых стетоскопов были предложены гибкие, впервые рекомендованные Н.Ф.Фила­товым. При этом от раструба обычного стетоскопа идут две резиновые трубки, концы которых вставляются в ушные раковины исследователя. На­конец, последние видоизменения стетоскопа, касающиеся его грудного конца, выразились в присоединении к нему приспособления для резонанса с целью усиления звуковых явлений. Так возникли различные формы фонен­доскопов. Сначала простые, когда грудной конец стетоскопа обтягивался резиновой перепонкой и более сложные, когда конечная часть фонендоско­па представляет собой металлическую полость, обтянутую мембраной. Зву­ковые явления, возникающие в том или ином органе, передаются на мемб­рану, которая приходит в колебание. Полость, покрытая этой мембраной, по теории резонанса усиливает звук. Иногда на занятиях со студентами используют мультифонендоскоп.

В принципе термин стетоскоп, данный Лаэннеком, не совсем точно отражает назначение этого прибора, так как оно происходит от двух слов – stethos – грудь и scopeo – смотрю. Достоинство гибких стетоскопа двоякое: удобство исследования для врача и для больного и более зна­чительное усиление звука. Они почти не изменяют характер естественных звуков и дают мало побочных шумов. Недостатком является значительное изменение естественного характера звуков и большое количество легко возникаемых посторонних шумов. Они неудобны для врача и больного и их использование утомительно.

Аускультация легких. Теория

Аускультация, как метод исследования, имеет дело с очень слабыми звуками нашего тела, которые очень мало или совсем не распространяются в воздухе.

Подобные звуки мы можем воспринимать при условии непрерывного сообщения через твердое тело между ухом и звучащим телом. Это достигается или прямым соприкосновением уха, например, с грудной клеткой, или соединением их (уха и звучащего тела) каким-то твердым, способным проводить колебания, телом (стетоскопом). Если же между ухом и поверхностью тела имеется хотя бы тончайший слой воздуха, мы не слышим звуков. Отсюда ясно, что в стетоскопах любой конструкции проведение звука происходит не по столбу воздуха внутри них, а по их стенкам, точно так же, как в

нашем нашем ухе проведение звуковых колебаний идет не по воздуху слухового прохода, а по ушной раковине, стенке слухового прохода, барабанной перепонке и т.д.

Полные стетоскопы предпочтительнее не потому, что они проводят звуки через воздух своего канала, а потому, что они легче и более способны к колебаниям.

Чтобы сохранить максимальную способность стетоскопа к колебаниям, нужно прикладывать его к телу возможно легче и во время выслушивания не касаться его рукой. Имеет значение величина воронки грудной части стетоскопа: чем она уже, тем точнее можно локализовать выслушиваемые звуки, но с меньшей поверхности они собираются и тем, следовательно, слабее. Чем шире воронка, тем более слабые звуки могут быть восприняты.

Аускультация. Методы

В целом имеет значение не выбор стетоскопа или фонендоскопа, не способ выслушивания, а умение аускультировать. Следует постоянно поль­зоваться одним и тем же прибором, так как каждый стетоскоп и фонендос­коп имеет свои индивидуальные особенности.

Различают два основных метода аускультации:

  1. етод непосредствен­ной или прямой аускультации, при котором выслушивание производится не­посредственно ухом, приложенным к телу больного. Этот метод до настоя­щего времени распространён во Франции, на родине Лаэннека, основателя посредственной аускультации. Французские врачи, как правило, пользуют­ся непосредственной аускультацией через тонкую салфетку.
  2. Метод посредственной, непрямой или инструментальной аускультации осуществляется посредством стетоскопа или фонендоскопа.
ПреимуществаНедостатки
Метод непосредствен­ной или прямой аускультации– большая поверхность восприятия
– естественный характер выслушиваемых звуков
– затрудняется локализация звуков, особенно при выслушивании сердца- невозможность применения в некоторых участках тела (в надключичных и подмышечных ямках)- негииеничность, опасность при инфекционных заболеваниях.
Метод посредственной, непрямой или инструментальной аускультации– возможность локализации звуков в любом месте тела и при любом положении больного, что особенно важно у тяжёлых больных
– гигиеничность метода.
– меньшая поверхность восприятия
– измененный характер выслушиваемых звуков

Аускультация. Выбор стетоскопа Твердые стетоскопы

Достоинства: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.

Недостатки. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.

Гибкие стетоскопы

Достоинства: удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.

Недостатки. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше – твердым или мягким – безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.

Аускультация. Правила

  1. Аускультацию проводят в тёплом помещении, необ­ходимо, чтобы соблюдалась тишина, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.
  2. ело больного должно быть обнажено, так кактрение одежды может вызвать побочные шумы.
  3. Следует обаращать внимание на волосяной покров тела, так как трение инструмента о волосы имитирует типичные патологические аускультативные явления. олосы на месте выслушивания или смочить или намылить, чтобы избежать побочных шумов.
  4. Раструб стетоскопа или фонендоскопа должен быть плотно, но не сильно приложен к выслушиваемой поверхности (прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко).
  5. оложение врача и больного должно быть удобным.
  6. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.
  7. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять) так, чтобы они составили единое целое.
  8. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.
  9. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.
  10. ри выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.
  11. Выслушивать систематически, настойчиво.

Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).

Обычно проводится сравнительная аускультация, при которой порядок выслушивания тот же самый, что и при сравнительной перкуссии.

Выслуши­вают на симметричных участках и поочерёдно то на одной, то на другой стороне, сопоставляя каждый раз данные выслушивания в следующем поряд­ке: верхушки, передняя поверхность лёгких сверху вниз на симметричных участках, боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу, лучше при закинутых за голову руках), задняя поверхность в над-, меж- и подло­паточных областях.

Сначала выслушивают дыхательные шумы, которые называются основны­ми, то есть определяют характер дыхания, его интенсивность, соотноше­ние вдоха и выдоха. Затем обращают внимание на побочные шумы или хри­пы, крепитацию, шум трения плевры, затем проводят выслушивание голоса.

Аускультация легких

Аускультация легких выполняется по определенному плану: сначала спереди и сверху, опускаясь вниз и в стороны. Затем в той же последовательности — сзади и по боковым линиям.

Места выслушивания легких: a— спереди; б — сзади

При аускультации определяется характер дыхательных шумов, образующих аускультативные виды дыхания:

везикулярное — слышен вдох и ]/3 выдоха в виде звука «ф»; жесткое (пуэрильное у детей до шестилетнего возра­ста) _ слышен и вдох, и выдох со звуком «ф»; бронхиальное — слышен вдох и выдох со звуком «х»; амфорическое — вдох похож на звук, получаемый при сильном вдувании воздуха в узкое горло пустого стеклянного сосуда. Свидетельствует о наличии гладкостенной полости в легком (абсцесс, Glossary Link каверна); саккадированное — вдох состоит из двух и более фаз. Бывает при наличии опухоли, инородного тела в трахее или крупном бронхе. В норме выслушивается везикулярное дыхание ниже углов лопатки сзади, на боковых поверхностях грудной клетки и спереди ниже II ребра и латеральные окологру-динных линий; бронхиальное — в межлопаточном про­странстве и за грудиной — спереди.

Виды дыхания:

о — везикулярное; 6 — ослабленное везикулярное; в — усиленное везикулярное; г — бронхиальное; д — ослабленное бронхиальное; е — усиленное бронхиальное; ж — бронховезикулярное; з — саккадированное

Побочные дыхательные шумы:

крепитация — мелкое потрескивание на вдохе, сви­детельство патологии в альвеолах; шум трения плевры — вдох и выдох похожи на хруст снега под ногами или на трение двух листков бумаги — свидетельство патологии плевральных листков (стали шероховатыми). Шум трения плев­ры похож иногда на крепитацию или влажные мелкопузырчатые хрипы.

Отличительные признаки:

после кашля хрипы изменяют свой характер или исчезают; при сильном надавливании стетоскопом на груд­ную клетку шум трения плевры усиливается (хри­пы — нет); крепитация выслушивается только на фазе вдоха, а хрипы и шум трения плевры — в обе фазы дыхания; с закрытым ртом и носом и движением живота шум трения плевры слышен, а хрипы и крепита­ция — нет; хрипы: сухие — свистящие, хрипящие, жужжащие — возникают в бронхах вследствие сужения их просве­та или вследствие скопления вязкой мокроты; влаж­ные — мелко-, средне-, крупнопузырчатые, напоми­нают звук лопающихся пузырьков воздуха, пропу­щенных через воду. Возникают в бронхах соответ­ствующего калибра при скоплении в них жидкой мокроты.

Что такое аускультация легких?

Аускультация – метод, базирующийся на выслушивании изменений звуков, которые возникают в процессе функционирования внутренних органов и систем. В случае с респираторной дисфункцией врач оценивает характер работы легких и бронхов.

Методика для изучения дыхания подобным образом разработана во времена Гиппократа (IV-III век до нашей эры). Для диагностики респираторной патологии врач во время стандартного осмотра больного прикладывал ухо к грудной клетке и слушал, нет ли сторонних или измененных звуков.

Описанный метод называется прямой аускультацией. В современной медицине в 99% случаев используется непрямой вариант методики. Врачи для аускультации легких применяют специальные инструменты – фонендоскопы (стетоскопы).

Устройство состоит из мембраны и/или воронки, которая плотно прислоняется к исследуемой области тела. Последняя соединяется трубками (звукопроводами) с жесткими дужками, оканчивающимися ушными оливами. За счет концентрации звука из изучаемого очага врач четко слышит, что происходит под мембраной.

Аускультация легких должна проводиться всем пациентам, страдающим от той или иной формы респираторной патологии. Диагностический метод простой, не требует применения дополнительной аппаратуры и остается основой для первичной оценки состояния легких больного.

Аускультация легких у детей

Аускультация легких у детей – важный диагностический метод, позволяющий выявить патологию респираторной системы у пациентов раннего возраста. Технология обследования совпадает с принципом проведения процедуры у взрослых.

Особенности аускультации легких у детей:

  • Необходимость использования мембран или воронок меньшего размера;
  • Слабое развитие мышц грудной клетки, что ведет к существенному усилению дыхательных звуков. Такое дыхание называется пуэрильным;
  • Необходимость более тщательного контроля температуры фонендоскопа, прикладываемого к коже ребенка. Дети негативно реагируют на прикосновения слишком холодной мембраны или воронки.

Последовательность точек и описанные выше принципы проведения процедуры актуальны для маленьких пациентов. С помощью аускультации фиксируется наличие и характер хрипов, локализация воспалительного процесса, прогрессирование органических или функциональных изменений в бронхолегочной системе.

Важно! При использовании аускультации у детей доктор всегда помнит, что маленькие пациенты редко отличаются терпением. Поэтому опытные педиатры осуществляют диагностику быстро, стараясь превратить обследование в игру.

Иногда для качественной аускультации у неспокойного ребенка врачу требуются 2-3 попытки. В противном случае полученная информация остается недостоверной и может повлиять на выбор методики лечения.

Что необходимо знать и возможные последствия

Аускультация легких – общепринятый стандарт диагностики заболеваний дыхательной системы. Процедура безопасна для пациента. Во время обследования человек не ощущает дискомфорта за исключением прикосновений прохладного фонендоскопа. Длительность обследования зависит от тяжести патологии. В среднем врачу требуется 2-5 минут для полноценного проведения соответствующей процедуры.

Нежелательные последствия проведения аускультации – миф. Навредить больному с помощью соответствующей методики крайне трудно.

При каких заболеваниях

За два тысячелетия истории выслушивания легких врачи накопили опыт в вопросе диагностики разнообразных заболеваний «на слух». В медицинских университетах молодых докторов учат, как распознавать ту или иную патологию с помощью фонендоскопа.

Болезни, которые диагностируются с помощью аускультации:

  1. Бронхит острого или хронического течения;
  2. Пневмония. Воспаление легких – серьезная патология, изменяющая функцию соответствующих органов. Аускультация легких при пневмонии – метод, используемый дополнительно для контроля качества проводимой терапии;
  3. Бронхиальная астма;
  4. Гидро- или пневмоторакс – скопление жидкости или воздуха в плевральной полости;
  5. Острый отек легких – застой крови в тканях соответствующего органа.

С помощью описываемой методики можно заподозрить туберкулез или рак легкого. Однако указанные диагнозы без использования вспомогательных методов установить нельзя.

Важно! Аускультация – первичный метод диагностики, позволяющий доктору получить общую картину нарушения функции легких. Для уточнения причины характерных для конкретного случая симптомов требуется применение дополнительных процедур. В противном случае можно упустить важные детали, влияющие на исход заболевания пациента.

Дополнительные дыхательные шумы

Описанные выше шумы относятся к основным. Кроме бронхиального и везикулярного дыхания, при аускультации могут фиксироваться дополнительные звуковые явления, которые влияют на понимание патологии, развивающейся в легких пациента.

Хрипы

Хрипы – вспомогательные дыхательные шумы, связанные с прохождением воздушных масс через респираторные пути, в которых образуются дополнительные преграды (мокрота, гной, кровь). Во время контакта с жидкостью возникает завихрение газовой смеси, что ведет к появлению соответствующего феномена.

Хрипы бывают:

  1. сухие;
  2. влажные;
  3. смешанные.

Сухие хрипы образуются при закупорке дыхательных путей густой и вязкой мокротой. В зависимости от диаметра участка респираторного тракта, где происходит блок, меняется высота, тембр и продолжительность соответствующего феномена. Выделяют жужжащие, свистящие хрипы. Последние встречаются чаще и характерны для бронхиальной астмы.

Влажные хрипы отличаются механизмом возникновения. Для появления соответствующего звука воздух должен пройти сквозь жидкую среду с образованием пузырьков, которые лопаясь, обеспечивают появление описываемого феномена. В зависимости от локализации патологического процесса и диаметра участка пораженного респираторного тракта хрипы бывают мелко-, средне- и крупнопузырчатые. Причиной возникновения такого звука становится скопление крови, гноя, жидкой мокроты в бронхах.

Крепитация

Крепитация – звук характерный для ранней и поздней стадии пневмонии. В отличие от влажных хрипов, патогенетической основой появления шума остается проникновение жидкости в полость альвеол. Во время выдоха соответствующие структуры уменьшаются в размерах. Жидкость обволакивает стенки пузырьков, что ведет к слипанию. Во время вдоха воздух наполняет альвеолы, что сопровождается отклеиванием стенок с характерным щелчком.

Указанный звук возникает одновременно во всех пузырьках, что и создает соответствующую аускультативную картину, которая напоминает растирание волос около уха.

Характерной особенностью крепитации остается необходимость глубокого вдоха для расправления альвеол. При поверхностном дыхании феномен не фиксируется. Поэтому для дифференциальной диагностики ранней и поздней стадии пневмонии обязательно нужно просить больного глубоко дышать.

Крепитация дополнительно возникает при всех заболеваниях легких, которые сопровождаются проникновением жидкости в дыхательные пузырьки.

Шум трения плевры

Шум трения плевры – патологический феномен, который не связан с дисфункцией конкретно легочной ткани. Источником проблемы становится плевральная полость, висцеральный и париетальный листок соответствующей соединительнотканной структуры. В норме все указанные элементы гладкие и эластичные.

При наличии воспалительного или инфекционного процесса наблюдается частичное пропотевание плазмы в указанное пространство. Довольно быстро лишняя жидкость впитывается назад в сосуды, однако, сухая часть в виде фибрина остается.

Результат – откладывание жестких волокон на поверхности листков плевры. Во время очередных дыхательных движений при аускультации врач фиксирует шум, который возникает из-за трения фибриновых конгломератов. Звуковой феномен напоминает шуршание снега под ногами. Типичная причина – сухой (фибринозный) плеврит.

Параллельно пациента тревожит повышение температуры тела, боль в груди, дискомфорт во время глубокого дыхания.

Шум трения плевры напоминает крепитацию или влажные хрипы. Для дифференциальной диагностики пациента просят закрыть рот, а также нос руками и имитировать дыхательные движения грудной клетки.

Если шум остается, тогда поражена плевра. При хрипах и крепитации всегда сохраняется связь с потоком воздуха. Дополнительно можно предложить пациенту покашлять. Хрипы и крепитация после соответствующей пробы меняют свой характер, что нетипично для шума трения плевры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]